Фанатизм - сила разрушения или созидания
Создана: 17 Июня 2010 Чтв 11:58:54.
Раздел: "Манипуляции мнениями. Пропаганда, пиар, троллинг, реклама."
Сообщений в теме: 11, просмотров: 4226
-
Фанати́зм (греч. Φανατισμός, лат. Fanaticus, фр. fanatisme) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям.(c)wiki
Фанатизм [от лат. fanum — жертвенник] — твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм — социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной. Фанатизм задает отчетливое взаимоприятие и взаимопринятие друг друга, например, в рамках фан-клубов, способствует укреплению межгрупповых границ, повышению их ригидности и консерватизма, порождает жесткое противостояние с внешним миром, построенное на порой патологически выраженном чувстве "мы" в логике враждебного противопоставления и противостояния "мы — они". Как правило, фанаты, объединяясь в группы, создают закрытые общности, характеризующиеся достаточно жесткой интрагрупповой структурой, нередко стратификационного характера, монодеятельностью, приводящей к отчетливой разностатусности членов сообщества. Нередко фанатизм носит национальный, религиозный и идеологический характер и является базой различных асоциальных, а иногда и антисоциальных проявлений на уровне не только малых, но и больших групп. (c)Rндекс Словари
Есть у кого своя трактовка по данному вопросу? -
Буквально вчера перечитывал Хольма ван Зайчика "Дело победившей обезьяны". В числе очень многих актуальных и умых цитат есть такой отрывок в размышлении о фанатиках. Не то чтобы на 100\% согласен с автрами, но лучше всё равно не скажу:
"Люди живут впечатлениями и чувствами, а не сведениями; наоборот, они пользуются сведениями лишь для подтверждения своих чувств. Вера в тебя зависит уж не от тебя, но от того, что видят в тебе живущие теперь. И если вера твоя и впрямь стремится к насильственному навязыванию себя, допустим такую мысль, — это значит всего лишь то, что такие-то и такие-то нынешние люди, возглашающие себя твоими последователями, сами, по своим личным свойствам, склонны к насилию; а ты оправдываешь его для них же самих...
Но тогда получается, что, не будь тебя — или стань вдруг созданная тобою вера неоспоримо благостной и мирной, — для привлечения в свое лоно тех, кто по врожденным задаткам склонен к нетерпимости да насилию и в ком воспитание не сумело эти склонности в сообразной мере смягчить, сгодится, смотря по обстоятельствам, и любая иная вера, в священных текстах коей можно найти хоть единый намек на переустройство посюстороннего мира к лучшему?
Ну да. А уж потом, когда в такой привлекательной для насильников вере накопится изрядное число жестокосердных, они либо всю веру сдвинут за собою, либо образуют внутри нее отдельное течение, от коего, не понимая, что отнюдь не сама вера тут виновата, застонет мир...
У каждой веры свой рай. Валгалла — ад для того, кто алчет нирваны; небесный град Христа — кошмар для правоверных. Выбирая себе веру, мы в первую голову выбираем то, что она сулит как воздаяние. Но любая вера грозит стать сатанинской, ежели потщится строить здешний мир по образу и подобию своего рая — ибо свой рай она силком творит тогда как всеобщий.
В основании этаких потуг — подспудное неверие в догматы собственной же религии. Или ощущение личной греховности — настолько неискупимой, что свет за гробом уж не светит. Истинно верующий спокоен, его рай от него не уйдет. Но кто сомневается в жизни вечной или кто сомневается в себе — в том, что он после краткой земной круговерти окажется достоин горнего блаженства, — готов на все, лишь бы перетащить рай сюда, вкусить его плодов уже здесь, внизу. Пусть на совести черно, это не важно, рай земной внеморален, демократичен, как мягкая подушка, как теплый халат, как туалетная бумага." -
Я всегда исходил из того, что вера - это глубоко личное и интимное. Община верующих возможна толька как свободное собрание свободных людей. которые занимаются совместными поисками смысла жизни и не принуждают друг друга к чему-то, только поддерживают в сомнениях.
Фанатизм начинается с принуждения, хотя бы в малом, хотя бы для блага.
Крещение детей в младенчестве - уже фанатизм, хотя бы в зачатке. если исходить из чистой веры, а не культуры. У человека должен быть выбор. Как то забывается, что Господь ни разу не посягнул на свободную волю ни одного человека. И как-то странно, что с Его именем подавляется воля людей и даже происходят убийства.
И, как верно отметили Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов, фанатизм в первую очередь это неуверенность в собственной вере, желание вместо мира в душе перекроить окружающий мир. Религия, которая обращена к душе, к фанатизму отношения не имеет. -
Raja писал : Получается индуизм вера обращенная в себя?
Любая вера обращена "в себя". Потому что вера (религия) решает задачи, которые не имеют особого отношения к физическому (материальному) миру, который доступен чувствами.
Вера основывается на убеждении в существовании трансцендентного, то есть недоступного нам мира, высшего по отношению к материальному, в том, в том мире действуют особые законы и они опосредованно отражаются в физическом мире.
Единственное связующее звено между человеком и трансцендентным миром (или Богом, если проще) - душа человека. То, что внутри человека и не проявляет себя видимым образом. -