И снова о DJ...
Создана: 10 Апреля 2003 Чтв 14:06:00.
Раздел: "Музыка"
Сообщений в теме: 3, просмотров: 948
-
Для начинающего DJ-я
Какую музыку Вы предпочитаете?
Надеюсь, любимая Вами музыка в некотором роде тоже красна. Тем более для тех, кто развлекает себя Progressive, Trip, Morning, Trance, Dub, Ambient, Intelligent Drum & Bass, Deep, Trance, House и пр… Возьмем, к примеру, элементарную попсу. 95% “ди-джеев” в 99% “клубов” в России только ее и сводят. “А как”? — спросите Вы. Тяжелее непареной репы (не трогайте свою, кстати, — можете полысеть). Обычно “к 20-й секунде в попсе уже поют”, за 20 секунд прекращают. Так вот в это неблагодарное время ди-джею надо уложиться. Если, конечно, тональности сходятся, скажем, по квинтам, квартам и терциям (см. учебники музыки начальных классов). Возможно, что мелодический рисунок 2-х наложенных друг на друга поп-треков будет нести в себе некую новую основу, новую мелодину. Но чтобы так получилось, во-первых, надо, действительно, неплохо “играть”, во-вторых, много париться дома, в институте, на работе или еще где, подбирая композиции. А я лично считаю, что ди-джей — чадо импровизации. Как правило, им подбираются только первые 2–3 вещи в миксе, чтобы ввести танцпол в аффект (шутка). Далее умелец за пультом должен сам войти в глубокое странствие по глубинам самосознания и следующие композиции ставить по наитию. Больше всего в жизни я люблю играть новый неотыграный, неотслушанный материал. Скажем, доверяя определённому Lebel’у, где не может быть дерьма и утопии. Единственное, по ходу такого микса надо отслушивать характер нового трека, пролистывая его в наушниках. Если всё хорошо, то Вы достигнете самого сумасшедшего астрального оргазма. Полная, но, заметьте, — профессиональная импровизация. Своего рода “Jazz для ди-джея”. Минусами здесь могут служить всевозможные подводные камни, как-то: брак записи, изменения скорости, неправильное разделение дорожек (на CD) и прочее. Есть вариант домашнего ознакомления с материалом, но не более одного раза. Для тех, кто только учится и еще не уверен в своих силах, могу посоветовать “Jazz для ди-джея” не устраивать, так как людей на танцполе из состояния аффекта не вывести никогда.
Для чего становятся музыкантами? (Риторика и ей, родимой, посвященный NEXT).
Конечно, банально — желание непременно выделиться из круга окружающих вас персонажей. Кто-то скажет: “Кому дано, а кому нет”. Неправильно. Как говорил Владимир Маслаченко: “Я скажу об этом еще раз, лишний раз, и я еще раз об этом скажу! Грубо, но скажу: так нельзя!” Каждому от рождения дан талант, естественно, творческий. Всегда завидовал белой завистью неисчислимому множеству разношерстных “Ромео”, умеющих произвести на небезызвестный пол потрясающее впечатление, оставив (в ней) сонму радости, приправленной перламутровым, зеркально чистым катарсисом. А если (почти) серьезно, то не всем дано быть балериной, штангистом, фехтовальщиком, ди-джеем, гитаристом, бедным, “новым русским”… неисповедимы пути…
Конечно, есть понятие “призвание”, но не каждый способен узреть его в детстве, потому так часто призвание или “кем я хочу стать” просыпается в нас в юношеском возрасте. Ведь многие из читающих этот журнал хотели воплотиться в летчиках (как я, например), военных, врачах, адвокатах. Но, пройдя все тяготы уроков физкультуры в родимых школах, многое переосмыслили.
Ди-джей — человек мыслящий.
Поверьте, ди-джей — это талант, но упаси Боже вам быть только ди-джеем! Важна разносторонность, любовь ко всему интересному, участие в нем. Ди-джей — это призвание, это приправа, без которой не смог бы жить повар и без которой не мыслишь свое существование. Ты человек абмициозный, но, надеюсь , добрый, честный и жизнелюбивый. Я никак не могу воздействовать на каждого из Вас, посоветовать игнорировать попсу, любить, помимо электроники, классику, с пониманием относиться к пусть и не во всем понимающим нас старшим. Однако хочу попросить каждого человека постичь Великое Искусство Мысли и Созерцание Жизни — это и может стать отправной точкой в познании трудной, легкой и удивительно интересной профессии ди-джея.
В сущности, все просто. Например, теоретически я подкую каждого, кто захочет разобраться в ремесле. Далее (?) — я хочу, я лентяй, я трудолюбив, я не хочу (это меня не интересует), мне не позволяют средства. Последнее для многих звучит как приговор. Давайте считать: двойной CD проигрыватель (неплохой) обойдется в $600–700. Вертушка Technics-1210 одна стоит $600, б\у — $300–400, но винил как таковой адресован весьма состоятельным пиплам. Начните пока с CD — сами носители при разумном подходе стоят копейки.
Если у Вас не критическое состояние в семье, то это вполне по силам заработать — было бы желание + пульт $170–250. Кто ищет, то всегда… Когда в наличии наконец-то обнаружилась аппаратура, попрошу строго следовать инструкции, приведенной в прошлых публикациях. Прежде всего необходимо все осмыслить, во всем разобраться.
Практический звукорежиссерский совет — никаких резких нервных движений: не уверен — не берешь! Самое главное — не бойтесь, если не получается, главное — не сдаваться.
Возьмем, к примеру, существующие частные школы ди-джеев. Это как раз тот самый случай, когда ученики вполне могут превзойти своих учителей. Дело все в том, что учителя в таких школах преследуют сугубо меркантильные, попросту материальные цели. Вы думаете, они хотят взрастить себе конкурентов или посеять почву для потомков своего ремесла? Да сами они в отцы-то Вам с трудом годятся, если только в старшие братья. И играть классно из них могут только единицы. Единственный плюс в этих школах — это объяснение с их стороны наяву (не то, что я со страниц монитора) плюс предоставление практики общения со аппаратурой. Да! Но это удовольствие за пару месяцев будет стоить столько же, сколько реальная аппаратура. А еще Вы получите “филькину грамоту” — “Диплом ди-джея". Согласен, 5% выпускников этих школ впоследствии могут вырасти в матерых ди-джеев, но нам намного лучше идти к цели более сложным, но верным путем… “через терни к…” (цитату завершите ). Кстати, практически тот же результат Вам дадут различные видеошколы, и стоят они намного дешевле, чем живое обучение.
И запомните: самый главный миф…
Не все известные ди-джеи по-настоящему качественно умеют играть. На них работает их имя, многие больше ни к чему и не стремятся, как, например, “певец и композитор Игорь Николаев”. Зарабатывая много денег, такие ди-джеи располагают весьма классным новым материалом (я искренне рад за них), но за счет него и имени они только и держаться, сечете? Шоу-бизнес!
Хорошо, если ди-джеем вы хотите стать лишь в своих снах, ну, а если по-настоящему, — готовьтесь к массе непредвиденных (да-да, в том числе и) унижений. Но такова жизнь.
Задачи DJ-я
Самое простое в ди-джеинге - это технически грамотно крутить пластинки. То есть, делая микс, настраивать пластинки по скорости, совмещать "квадратики", крутить ручки на пульте, чтобы переход от пластинки к пластинке был или плавным, или резким, или еще каким-то, в зависимости от музыки, которую крутишь, чтобы по уровню звучания все было пики-пики. Но не всегда. Если все сделано правильно - люди будут танцевать, но не всегда им будет интересно. Техническая сторона - это основа правильного, удобоваримого восприятия людьми продукта создаваемого ди-джеем. Если все технически грамотно - это приятней слушать. А дальше начинаются понятия. Вот говорят - DJ - это шаман, проводник энергии, музыкант и т.д. и т.п. На самом деле,, все проще и в то же время сложнее.
Понятие 1:
DJ, становясь за пульт, должен иметь цель. Зачем он стал за пульт и крутит музыку? То ли он будет просвещать, то ли колбасить, то ли вводить всех в состояние транса, то ли развлекать, то ли напрягать, то ли всем угождать (начальству, людям, себе, президенту, гринпису и любимой).
Понятие 2:
(которое может быть и первым) DJ работает для людей. Главная цель, чтобы люди достигли какого-либо состояния. Если "обрамление" безупречно (грамотный свет, дизайн, качественный и громкий звук, а звук это, кстати, главное), то DJ всесилен, и может, имея нужную музыку, делать людьми все, что захочет. Нужно только смотреть них, на их реакцию и быть вместе с ними (понимать их состояние).
Понятие 3:
Люди входят в определенное состояние не от игры ди-джея, не от музыки, а от игры ди-джеем музыки. Каждая композиция - это состояние музыканта, написавшего ее. Человек, слушая музыку, может понять это состояние, или не понять, если это состояние кардинально отличается от его собственного. Искусство ди-джея состоит в том, чтобы понять состояние людей на танцполе, подхватить его и планомерно, в зависимости от цели, перевести в другое. А делается это с помощью пластинок, которые он уже заранее должен знать, прочувствовать. И только так. У ди-джея должна быть Профессиональная чувствительность к состоянию в которое погружает музыка. Звучит все очень заумно. Но что делать, это такая умная штука, что когда начинаешь думать об этом, то тупеешь. Чем больше думаешь, тем больше не понимаешь.
Поэтому лучше быть проще. Крутить надо то, что нравится тебе. Если не нравится - люди это почувствуют. Когда крутишь, просто поставь мысленно себя среди людей и делай все так, чтобы нравилось тебе. А подсознание вырулит все остальное. Главное, не париться, а тащиться вместе со всеми.
Про звук
"Музыку хорошо слушать ночью, когда не видны лица людей". "Классические японские цзуйхитцу Суй Сёнагон. Записки у изголовья" В нашей стране интересно жить. Выйдешь, так этак, на танцпол. Оглядишься. Интересно все вокруг. Люди в солнцезащитных очках. Такие все загадочные: - "Девушка, какие у вас очки!!!", - "Это не очки - это зрачки". Интересно, а почему они уши не закрывают. А потому, что кто бы чего бы не говорил, а на танцполе главное - звук.
Беда нашей интересной страны в том, что она пока не клубная, а просто дискотечная. И чаще всего в клубах вешают просто свет, чтобы мигало, и просто звук, чтобы играло. Все думают, наверное, что если будет играть и мигать, то всем будет хорошо. Очень мало людей, кто думает о саунд системе, о том, что определенная музыка может "вставить" только с определенным звуком.
DJ - это и часть саунд системы и, в общем-то, главная часть. Он ею управляет. И он должен всегда учитывать, сколько надо звука и как он звучит. Чаще всего на танцполе в нашей стране звука мало. Конечно, понятно, что на ди-джея самая большая звуковая нагрузка и по мере работы он глохнет и ему хочется сделать погромче, чтобы "вставляло". До определенного момента это будет получатся, а потом запас мощности иссякает, и начинаются перегрузки пульта, колонок и, как следствие, искажения в звуке. Будьте осторожны. Музыку лучше слушать качественно, хотя и не громко. Хотя техно, например, лучше слушать очень громко, чтобы кишки выворачивало. Песенки и композиции с мелодиями можно слушать как угодно. Они за душу берут, и ноги от этого танцуют. Дыскотэка, музыка, любовь. Если звука мало, он фиговый и иголочки от безденежья убиты напрочь за тысячу лет работы, то хоть ты обыграйся супер-пупер новыми техно-треками, без чего бы то ни было знакомого для людей, ты их не поднимешь. Старый хит человек уже слышал, знает как под него двигаться даже, если он играет некачественно. Новый хит тоже прокатит, если в нем есть яркая тема или мелодия, или звучок резкий, прикольный поджужживает. Как все это грустно звучит. Иногда ди-джею приходится людей поднимать не игрой, а постановкой хитов. А кому сейчас легко?
Но, допустим, что все хорошо. Звука (колонок) сколько надо. Люди на танцполе чувствуют его "желудком". У ди-джея достаточной громкости монитор, заглушающий основной звук, отстроенный эквалайзером так, что и ди-джея колбасит. Еще и "световик", работающий под музыку, знающий и понимающий, когда "помигать", а когда "поморгать". Вот тогда можно и свою историю рассказать. Потому что есть все условия, чтобы слушали. Слушали и понимали. Тогда все зависит только от ди-джея. Тогда отчетливо слышно, как чётко сводит ди-джей песни по скорости. Как подбирает их так, чтобы одна в другую перетекала плавно, мягко, логично. Слышно будет как во время микса приятно сочетается ритмика "булькотаний" разных инструментов на разных пластинках. Тогда можно и с трех, вырезая эквализацией на пульте ненужное, лепить. С одной бочечку, с другой тарелочки, с третьей тю-тю-тю. Тогда можно и мясца поддать.
А пока у вас на танцполе ящики с динамиками и красный, синий, зеленый, руки вверх! Я не вижу ваших рук, я не слышу ваших рто...
Никогда не говорите ди-джею
1. Эй, поставь наконец что-нибудь нормальное! Чтоб мы танцевать могли...
Ди-джей играет больше, чем для одного человека, и то что ты терпеть не можешь, для кого-то может оказаться любимой композицией. В любом случае, всем угодить не возможно, и КАЖДАЯ пластинка хоть КОМУ-НИБУДЬ да не нравится.
2. Поставь что-нибудь ритмичное!
Что ты как ребенок, в самом деле! Не знаешь, что я играю только ритмичную музыку?
3. Я не знаю, кто это поет, и названия песни я тоже не помню, но звучит это примерно так...
ПОЖАЛУЙСТА! Не пой мне! Догадаться, что это за песня, все равно нельзя - поешь ты плохо!
4. Поставь ЭТУ песню! Все хотят ее услышать!
Кто "все"? Ты, конечно, уже успел договориться со всеми посетителями клуба!
5. Все будут танцевать, если ты сыграешь это...
Нормальный ди-джей не будет играть на заказ. Поэтому забудь о своей просьбе (впрочем см. примечание ниже)
6. Значит так! Я хочу чтобы следующая пластинка была...
ЕДИНСТВЕННЫЕ люди, которые могут произнести подобное, это те, кто платит деньги. (опять см. примечание ниже)
7. Я не знаю какую пластинку я хочу услышать, а что у тебя есть?
Не пытайся рыться в моей ди-джейской сумке - это неприлично.
8. Эй, парень! Смени эту занудную пластинку! Под это невозможно танцевать!
Абсолютно неблагоразумное заявление - я же вижу, что на танцполе есть по крайней мере один танцующий человек.
9. Слушай, если ты поставишь эту пластинку, я просто вскроюсь!
Зачем делать это здесь, в такой беспокойной обстановке? Купи сингл и вскрывайся хоть целый месяц!
10. Эта твоя музыка - это что, все, что ты играешь?
Если ты пришел в китайский ресторан - не заказывай итальянские блюда. В рок-клубах играют рок, в диско-клубах - диско, в техно-клубах - техно и т.д.
11. Что?! У тебя нет ЭТОЙ музыки? Что значит нет?! Да какой ты ди-джей после этого?! Да таким как ты- метро копать в самый раз!
А может и правда - сменить профессию?
Примечание: Предложи мне недогадливый поклонник брит-попа $100, я, возможно, согласился бы поставить не только Pulp, а что-нибудь еще похлеще - намек понят?
[ 10-04-2003, 15:18: Сообщение отредактировано: ?тар ] -
Предлагаю раздавать такие памятки "Никогда не говори диджею" каждому пришедшему в клуб, хотя как говаривал один профессор в книге "Собачье сердце" (Разруха не на улицах, а в головах людей...)
А разруха вот когда:
1. Когда диджей играет по часам (тээкс через 10 минут должна быть попса, через 35 минут медляк)
2. Когда люди думают, что Non-Stop играет сам по себе, отдельно от DJ.
3. Когда в голове клабера крутится мысль ("эти мне диджейские выкрутасы, пойду лучше туда, где играет попса")
4. Когда администрация управляет всеми действиями DJ's (не нравится, уходи, а мы нового возьмём на работу)
5. Когда работа становится работой (играть не охота, а надо)
P.S Стар абсолютно верно подметил, на счёт того, что если всё внимание уделять только технической стороне сведения, на этом не выстроить класный микс. (Вспоминаю по этому поводу озадаченое лицо FatBoy Slim, когда он в последний момент стал менять пластинку, а в это время первая уже заканчивалась...вот это действительно было наитие, за минуту найти новую, поставить и успеть грамотно свести) -